Главная » Статьи » Мои статьи

Разработка открытого урока по литературе в 5 классе "Мир ребенка в рассказе А.П.Платонова Никита""

 

 

 

Квасова Ирина Валериевна

учитель русского языка и литературы

М БОУ Садковская ООШ

п. Садковский

Веселовский район

Ростовская область

 

I Общая часть

Предмет

Литература

Класс

5

Тема урока

Мир ребенка в рассказе А.П.Платонова «Никита»

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Углубление знаний о доброте, о семейных ценностях, повторение ранее изученных понятий. Расширение знаний о моральных принципах, применение полученных знаний в жизни:

П. Создавать осознанное высказывание в устной и письменной форме; находить и  выделять нужную информацию в тексте; цитировать выдержки из текста:

Р. Планировать устный и письменный ответ; устанавливать последовательность событий в тексте:

К. Оформлять свои мысли в устную и письменную форму; анализировать эпизод в тексте; работать в паре, группе:

Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции, сочувствовать, сопереживать; оценивать поступки героев с точки зрения общепринятых норм и ценностей; давать оценку поведению героев произведения, осознавать ценности семейных взаимоотношений

Цели урока

Создать условия для формирования умения анализировать текст с точки зрения нравственной проблематики

Основные понятия, изучаемые на уроке

Сиротство, страх, одиночество, олицетворение

Средства ИКТ, используемые на уроке

Компьютер, медиа-проектор, презентация

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Портрет А.П.Платонова,

Видеоролик «Одна дома. Мои страхи»,

Толковый словарь,

Раздаточные материалы,

Листы самооценки

 

Организационная структура урока

Этап 1. Вождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

7 минут

Эпиграфом к нашему уроку будут слова А.П.Платонова «Сиротства человек не терпит, и оно – величайшее горе»

I.Организационный момент

-Здравствуйте, присаживайтесь.

Вот и прозвенел звонок, значит начался урок

-Какая цель стоит перед нами на начальном этапе урока?

(привести в порядок рабочее место, настроиться на успешную работу на уроке)

-А что еще нам нужно для успешной, плодотворной работы?

(хорошее настроение)

-Давайте, сейчас посмотрим друг на друга и произнесем: «Я рад тебя видеть, и мне очень приятно с тобой работать»

II. Проверка домашнего задания

-Мне тоже очень приятно с вами работать, и я вам всем желаю удачи на уроке.

-А теперь давайте перейдем к следующему этапу нашего урока – проверке домашнего задания

--Какова  цель этого этапа?

(показать, что мы сделали дома, для того, чтобы быть готовым к новому уроку)

-С каким произведением мы будем сегодня работать?

-Кто главный герой?

-К какому историческому периоду относятся события произведения?

-К какому жанру относится это произведение?

(взаимооценка)

Просмотр видеоролика «Одна дома. Я и мои страхи»

-Вы внимательно посмотрели видеофрагмент. Понравился вам ролик? (да)

-Знакома вам такая ситуация? (да)

-Чего боялась героиня в фильме? (неизвестности, чего-то тайного, опасного)

-А когда она испытывала этот страх? (Когда оставалась дома одна)

--Какое отношение имеет этот ролик к нашему уроку? (Герой рассказа, мальчик Никита, тоже боялся, когда оставался дома один)

Самостоятельная формулировка темы урока

-Какова тема нашего урока?

-Какова тема сегодняшнего урока? (Запись темы урока в рабочих тетрадях

-А теперь, исходя из темы урока, давайте определим цели урока.

Коммуникативные

Умение слушать, слышать и отвечать на поставленные вопросы

Личностные УУД

Умение понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД

Самостоятельное формулирование темы урока и постановка целей урока.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе освоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10 минут

Индивидуальная работа. Работа с учебником.

-Найдите в тексте ответ на поставленный вопрос, подготовьте полный аргументированный ответ

1.Что и почему пугает Никиту в сарае?

2. Что и почему пугает Никиту во дворе?

3. Какие образы близких людей видит мальчик в окружающих предметах, какие чувства вызывают они у него?

4.Когда исчезает страх мальчика перед внешним миром?

-Какая цель стоит перед нами на этом этапе?

(сформулировать ответ на данный вопрос)

Работа в парах (Лексическая работа с текстом)

-Прослушав ответы, давайте сделаем вывод, каков мир ребенка в начале рассказа (ответы записать на доске)

(Опасный, злой, враждебный населенный «живыми существами»)

-Почему?

(Потому что мальчик остался дома один, а он маленький, любознательный, наделен фантазией, Только его фантазия вся направляется страхом)

Коммуникативные УУД:

умение работать в паре

Познавательные УУД:

осуществляют поиск необходимой информации

Личностные УУД:

проявляют самостоятельность в поиске решения задачи

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10 минут

Беседа:

--Что вы узнали о семье Никиты?

-Каким видит мир Никита после ухода матери?

Вывод: «Живой», придуманный мир пугает мальчика, но зла ему не делает. Никита совершает злое дело, он разрушает живое, убивает цветок ради простого любопытства, и понимает, что совершил «убийство». В этот момент, он осознает, что все окружающие его существа настроены очень враждебно. И тогда Никита ищет спасения. Сначала у Солнца, но оно прячется за тучку, потом у далекой матери, но она уже ушла с поля.

Работа в группе

-давайте сейчас составим фотографию рассказа.

-Когда Никита начинает иначе воспринимать окружающий мир?

(Когда вернулся с войны отец)

Как отец объяснил, почему Никита хочет всех сделать живыми?

(У тебя доброе сердце, Никита)

-Почему отец считает, что Никита останется добрым на весь долгий век?

(Мальчик теперь защищен любовью родителей, их вниманием, заботой. И теперь его воображение, смелость, любопытство служат во благое дело.)

-Что Никита предлагает отцу?

(Давай все трудом делать и все живые будут)

Вывод:

Все природные качества ребенка могут послужить как во зло, так и во благое дело. Одухотворение мира может быт как положительным, таки  отрицательным. Все зависит от того, насколько мир взрослых окажется способным защитить неокрепшую душу ребенка, спасти его от сиротства.

Коммуникативные УУД:

умение работать в группах

 

Познавательные УУД:

осуществляют поиск необходимой информации. Умение цитировать выдержки из текста

 

Личностные УУД:

Мотивация к учебной деятельности, желание учиться, проявление интереса к изучаемому предмету

 

Регулятивные УУД:

устанавливать последовательность событий в тексте:

Этап 4. Поиск необходимой  информации

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10 минут

Работа со словарями

-Посмотрите на фотографию рассказа. Какие слова повторяет автор , вкладывая их в описание матери и отца (Смирный)

-Найдите значение слова «смирный» в словаре. Запишите в тетрадь, в каком значении употреблены эти слова в рассказе.

-Посмотрите на эпиграф нашего урока. Эти слова Платонов употребил в другом произведении, но они гармонично вписываются в наш урок. Как вы понимаете эти слова?

Составление синквейна:

Составьте синквейн (по схеме) со словами с доски

Выступление пар:

Коммуникативные УУД:

умение работать в группах

 

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

5 минут

Беседа:

-Сегодня на уроке мы с вами говорили о..? (Мире ребенка, в произведении А.П. Платонова «Никита»)

-Цели, поставленные в начале урока достигнуты? (да)

-А скажите мне, пожалуйста, данная тема актуальна в современном обществе? (да, и сейчас семья, родители это самые главные люди, которые оказывают влияние на неокрепшую душу ребенка. И только от родителей зависит, каким вырастет ребенок)

-Кто сегодня, по-вашему мнению, работал лучше всех?

Коммуникативные УУД:

умеют слушать, слышать и понимать партнера, отстаивают свою точку зрения, уважая при этом партнера и самого себя.

Познавательные УУД:

применяют полученные знания в практической деятельности, анализируют, сравнивают, делают выводы. Регулятивные УУД:

контролируют и корректируют свои действия и действия партнера. Личностные УУД:

принимают и осваивают социальную роль обучающегося; развиваются навыки сотрудничества

Этап 6. Рефлексия

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

2 минуты

- Что запомнилось из урока?

 - Над чем хочется задуматься?

Подведение итогов в форме устной рефлексии по пунктам:

1.Сегодня я узнал …..

2.Я понял…….

3.Я научился …..

4.Было интересно…..

5.Меня удивило…..

6.Мне захотелось…

7.Урок дал моей жизни..

Коммуникативные УУД:

 полно и грамотно выражают свои мысли.

Регулятивные УУД:

осознают важность приобретения новых знаний.

Познавательные УУД:

оценивают процесс и результаты своей деятельности.

Личностные УУД:

осознают важность полученных знаний.

Домашнее задание

Обязательное:

На раздаточном листе выполнить тест

По желанию

Опираясь на свои читательский опыт, вспомните, кто из авторов поднимал в своих произведения вопросы семьи

Творческое:

Написать мини-сочинение о своей семье

         
Категория: Мои статьи | Добавил: kwasowairina (27.04.2016)
Просмотров: 730 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Вход на сайт
Наш опрос
Ответьте, пожалуйста, на вопрос: экзамен - это...
Всего ответов: 8
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0