I Общая часть
|
Предмет
|
Литература
|
Класс
|
5
|
Тема урока
|
Мир ребенка в рассказе А.П.Платонова «Никита»
|
Планируемые образовательные результаты
|
Предметные
|
Метапредметные
|
Личностные
|
Углубление знаний о доброте, о семейных ценностях, повторение ранее изученных понятий. Расширение знаний о моральных принципах, применение полученных знаний в жизни:
|
П. Создавать осознанное высказывание в устной и письменной форме; находить и выделять нужную информацию в тексте; цитировать выдержки из текста:
Р. Планировать устный и письменный ответ; устанавливать последовательность событий в тексте:
К. Оформлять свои мысли в устную и письменную форму; анализировать эпизод в тексте; работать в паре, группе:
|
Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции, сочувствовать, сопереживать; оценивать поступки героев с точки зрения общепринятых норм и ценностей; давать оценку поведению героев произведения, осознавать ценности семейных взаимоотношений
|
Цели урока
|
Создать условия для формирования умения анализировать текст с точки зрения нравственной проблематики
|
Основные понятия, изучаемые на уроке
|
Сиротство, страх, одиночество, олицетворение
|
Средства ИКТ, используемые на уроке
|
Компьютер, медиа-проектор, презентация
|
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке
|
Портрет А.П.Платонова,
Видеоролик «Одна дома. Мои страхи»,
Толковый словарь,
Раздаточные материалы,
Листы самооценки
|
|
Организационная структура урока
|
Этап 1. Вождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
|
Длительность этапа
|
Основные формы работы учителя и учащихся
|
Формируемые УУД
|
7 минут
|
Эпиграфом к нашему уроку будут слова А.П.Платонова «Сиротства человек не терпит, и оно – величайшее горе»
I.Организационный момент
-Здравствуйте, присаживайтесь.
Вот и прозвенел звонок, значит начался урок
-Какая цель стоит перед нами на начальном этапе урока?
(привести в порядок рабочее место, настроиться на успешную работу на уроке)
-А что еще нам нужно для успешной, плодотворной работы?
(хорошее настроение)
-Давайте, сейчас посмотрим друг на друга и произнесем: «Я рад тебя видеть, и мне очень приятно с тобой работать»
II. Проверка домашнего задания
-Мне тоже очень приятно с вами работать, и я вам всем желаю удачи на уроке.
-А теперь давайте перейдем к следующему этапу нашего урока – проверке домашнего задания
--Какова цель этого этапа?
(показать, что мы сделали дома, для того, чтобы быть готовым к новому уроку)
-С каким произведением мы будем сегодня работать?
-Кто главный герой?
-К какому историческому периоду относятся события произведения?
-К какому жанру относится это произведение?
(взаимооценка)
Просмотр видеоролика «Одна дома. Я и мои страхи»
-Вы внимательно посмотрели видеофрагмент. Понравился вам ролик? (да)
-Знакома вам такая ситуация? (да)
-Чего боялась героиня в фильме? (неизвестности, чего-то тайного, опасного)
-А когда она испытывала этот страх? (Когда оставалась дома одна)
--Какое отношение имеет этот ролик к нашему уроку? (Герой рассказа, мальчик Никита, тоже боялся, когда оставался дома один)
Самостоятельная формулировка темы урока
-Какова тема нашего урока?
-Какова тема сегодняшнего урока? (Запись темы урока в рабочих тетрадях
-А теперь, исходя из темы урока, давайте определим цели урока.
|
Коммуникативные
Умение слушать, слышать и отвечать на поставленные вопросы
Личностные УУД
Умение понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Познавательные УУД
Самостоятельное формулирование темы урока и постановка целей урока.
|
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе освоения материала. Организация обратной связи
|
Длительность этапа
|
Основные формы работы учителя и учащихся
|
Формируемые УУД
|
10 минут
|
Индивидуальная работа. Работа с учебником.
-Найдите в тексте ответ на поставленный вопрос, подготовьте полный аргументированный ответ
1.Что и почему пугает Никиту в сарае?
2. Что и почему пугает Никиту во дворе?
3. Какие образы близких людей видит мальчик в окружающих предметах, какие чувства вызывают они у него?
4.Когда исчезает страх мальчика перед внешним миром?
-Какая цель стоит перед нами на этом этапе?
(сформулировать ответ на данный вопрос)
Работа в парах (Лексическая работа с текстом)
-Прослушав ответы, давайте сделаем вывод, каков мир ребенка в начале рассказа (ответы записать на доске)
(Опасный, злой, враждебный населенный «живыми существами»)
-Почему?
(Потому что мальчик остался дома один, а он маленький, любознательный, наделен фантазией, Только его фантазия вся направляется страхом)
|
Коммуникативные УУД:
умение работать в паре
Познавательные УУД:
осуществляют поиск необходимой информации
Личностные УУД:
проявляют самостоятельность в поиске решения задачи
|
Этап 3. Практикум
|
Длительность этапа
|
Основные формы работы учителя и учащихся
|
Формируемые УУД
|
10 минут
|
Беседа:
--Что вы узнали о семье Никиты?
-Каким видит мир Никита после ухода матери?
Вывод: «Живой», придуманный мир пугает мальчика, но зла ему не делает. Никита совершает злое дело, он разрушает живое, убивает цветок ради простого любопытства, и понимает, что совершил «убийство». В этот момент, он осознает, что все окружающие его существа настроены очень враждебно. И тогда Никита ищет спасения. Сначала у Солнца, но оно прячется за тучку, потом у далекой матери, но она уже ушла с поля.
Работа в группе
-давайте сейчас составим фотографию рассказа.
-Когда Никита начинает иначе воспринимать окружающий мир?
(Когда вернулся с войны отец)
Как отец объяснил, почему Никита хочет всех сделать живыми?
(У тебя доброе сердце, Никита)
-Почему отец считает, что Никита останется добрым на весь долгий век?
(Мальчик теперь защищен любовью родителей, их вниманием, заботой. И теперь его воображение, смелость, любопытство служат во благое дело.)
-Что Никита предлагает отцу?
(Давай все трудом делать и все живые будут)
Вывод:
Все природные качества ребенка могут послужить как во зло, так и во благое дело. Одухотворение мира может быт как положительным, таки отрицательным. Все зависит от того, насколько мир взрослых окажется способным защитить неокрепшую душу ребенка, спасти его от сиротства.
|
Коммуникативные УУД:
умение работать в группах
Познавательные УУД:
осуществляют поиск необходимой информации. Умение цитировать выдержки из текста
Личностные УУД:
Мотивация к учебной деятельности, желание учиться, проявление интереса к изучаемому предмету
Регулятивные УУД:
устанавливать последовательность событий в тексте:
|
Этап 4. Поиск необходимой информации
|
Длительность этапа
|
Основные формы работы учителя и учащихся
|
Формируемые УУД
|
10 минут
|
Работа со словарями
-Посмотрите на фотографию рассказа. Какие слова повторяет автор , вкладывая их в описание матери и отца (Смирный)
-Найдите значение слова «смирный» в словаре. Запишите в тетрадь, в каком значении употреблены эти слова в рассказе.
-Посмотрите на эпиграф нашего урока. Эти слова Платонов употребил в другом произведении, но они гармонично вписываются в наш урок. Как вы понимаете эти слова?
Составление синквейна:
Составьте синквейн (по схеме) со словами с доски
Выступление пар:
|
Коммуникативные УУД:
умение работать в группах
|
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание
|
Длительность этапа
|
Основные формы работы учителя и учащихся
|
Формируемые УУД
|
5 минут
|
Беседа:
-Сегодня на уроке мы с вами говорили о..? (Мире ребенка, в произведении А.П. Платонова «Никита»)
-Цели, поставленные в начале урока достигнуты? (да)
-А скажите мне, пожалуйста, данная тема актуальна в современном обществе? (да, и сейчас семья, родители это самые главные люди, которые оказывают влияние на неокрепшую душу ребенка. И только от родителей зависит, каким вырастет ребенок)
-Кто сегодня, по-вашему мнению, работал лучше всех?
|
Коммуникативные УУД:
умеют слушать, слышать и понимать партнера, отстаивают свою точку зрения, уважая при этом партнера и самого себя.
Познавательные УУД:
применяют полученные знания в практической деятельности, анализируют, сравнивают, делают выводы. Регулятивные УУД:
контролируют и корректируют свои действия и действия партнера. Личностные УУД:
принимают и осваивают социальную роль обучающегося; развиваются навыки сотрудничества
|
Этап 6. Рефлексия
|
Длительность этапа
|
Основные формы работы учителя и учащихся
|
Формируемые УУД
|
2 минуты
|
- Что запомнилось из урока?
- Над чем хочется задуматься?
Подведение итогов в форме устной рефлексии по пунктам:
1.Сегодня я узнал …..
2.Я понял…….
3.Я научился …..
4.Было интересно…..
5.Меня удивило…..
6.Мне захотелось…
7.Урок дал моей жизни..
|
Коммуникативные УУД:
полно и грамотно выражают свои мысли.
Регулятивные УУД:
осознают важность приобретения новых знаний.
Познавательные УУД:
оценивают процесс и результаты своей деятельности.
Личностные УУД:
осознают важность полученных знаний.
|
Домашнее задание
|
Обязательное:
На раздаточном листе выполнить тест
По желанию
Опираясь на свои читательский опыт, вспомните, кто из авторов поднимал в своих произведения вопросы семьи
Творческое:
Написать мини-сочинение о своей семье
|
|
|
|
|
|